Волшебный сад. Усадьба Ореховно под Псковом выполнена в европейском стиле


АиФ на Даче № 8. Царица — петуния. 6 вариантов дизайна цветника 28/04/2020

Фонтан органично окружает зеленоватая архитектура из растений. © /

Matteo Carassale

/ Из личного архива

Совершенно необязательно куда-то уезжать из страны, чтоб увидеть сад, выполненный в европейском стиле.

Про единст­венную такую усадьбу в Рф – Ореховно – нам рассказал ландшафтный конструктор Александр Гривко.

Возвратиться на родину

– Александр, мне всё время кажется, что от того, где появился человек на свет, зависит в некий степени его будущее. Вот, скажите, не родись вы на Псковщине, вышел бы из вас ландшафтный конструктор с мировым именем?

– Естественно же, нет. Псков­ский край с самого юношества прививал мне чувство стиля, местность тут богата сохранившимися историческими ценностями. Город Псков был образован на старом славянском поселении, где позже на узеньком скалистом мысе – месте впадения реки Псковы в реку Величавую – был построен кремль. Архитектурный ансамбль органично вписался в эту местность. Совместно со взрослыми я посетил кремль в ранешном детстве, а позже – картинную галерею с шедеврами узнаваемых русских художников. Ведь, по сути, ланд­шафтный конструктор – это тоже художник пейзажей, только делает он свои замыслы не на холсте, а на открытых природных местах. В области есть Пушкинский заповедник. В него входят Михайловское – родовое гнездо мамы поэта, Петровское – имение его протцов Ганнибалов и Святогорский монастырь, где он похоронен.

Амур замешкался и пока чинит лук, но мишень он уже приглядел. Фото: Matteo Carassale

– У Александра Сергеевича образ дерева как знака мироздания просматривается во всём его творчестве. К примеру, такие строки: «Где липы престарелы с черёмухой зацветают». Или вот ещё: «Обожай… прохладу лип и клёнов гулкий кров – они знакомы вдохновенью». Несколько лет поэт прожил в имении собственной матери – Михайлов­ском в Псковской области, где жизнь без столицы не показалась скучноватой: он создал свыше 100 произведений. За атеистические взоры его отправили на Псковщину в ссылку. А вас что принудило вернуться в родной край?

– Провёл детство в деревне Ореховно, что расположилась поблизости реки. Места здесь всегда были изумительные – цветочные луга, красивые травы. Природа не поскупилась, создав живо­писный рельеф, чистейшие прозрачные озёра, тайгу. Около 30% местности области заняты лесами: распространены лиственные, смешанные и хвойные. Есть и редчайшие растения – свыше 150 индивидов занесены в Красноватую книгу. Моя мама обладала редким качеством – искусна отвлечься от повседневных забот простым созерцанием окрест­ных местностей, ликовать приходу каждого сезона, смотреть на прекрасные растения и любоваться ими. К огорчению, она рано ушла, но в память о ней я решил разбить сад. На данный момент моё частное владение – усадьба Ореховно – имеет знатный статус единственного европейского сада в Рф.

Кроны деревьев склонились над бордюрами серьезной геометрической формы. Фото: Matteo Carassale

Сад на 500 сотках

– На какой площади разбит сад? Что он в себя ­включает?

– Сходу захотелось создать что-то масштабное, исторический оммаж усадебной культуры. Из энциклопедии садовых стилей взяли самые наилучшие: английский пейзажный, итальянский и французский постоянный. Здесь можно ознакомиться с элементами архитектуры, присущими многим образчикам европейского садового искусства. Приглядел два участка земли площадью 5 га (500 соток), расположенных на обратных сторонах реки. Десятилетие назад на их были огороды, но потом они оказались заброшенными. Центральной точкой сада стал усадебный дом – небольшой замок, выполненный в нормандском стиле. С одной стороны окружил его светлым италь­янским садом, с полянами из ландышей, крокусов и подснежников, где каменная статуя Амура уже ищет, в кого бы нацелить собственный лук. Вместе с парт­нёром по проектам Марком Думасом разбили и британский пейзажный парк. Он отличается нестрогостью линий, сочетанием зигзагообразных тропинок с вековыми липами. На обратном берегу реки создали классический русский усадебный сад. То есть такое естественное содружество различных по ухоженности растений, когда стриженые кустики растут вместе с нестрижеными, как как будто садовника отвлекли другими поспешными делами. Ну и, естественно, готический грот – фрагмент якобы древнего фасада французской церкви – стал строительной изюминкой этого сада.

Французская церковь выполнена в стиле под старину, как как будто стояла здесь задолго до появления сада. Фото: Matteo Carassale

– Александр, а какие приёмы при разработке сада использовались?

– База планировки садов усадьбы – это традиционная школа садово‑паркового искусства. Есть несколько главных осей, расходящихся от основного дома и старенькой части парка и от перекрёстка липовых аллей, где сейчас находится основной вход в сады усадьбы. На эти оси «нанизываются» сады. Композиции из растений, разделяющие различные сады, образуют кулисы, которые дают возможность верно расставить акценты, задают глубину перспективы и делают интригу для прогуливающегося по садам. Создавая либо реконструируя сад, я всегда вспоминаю японскую поговорку: «Выразительность жадна, всё лишнее безобразно» и придерживаюсь этого правила.

Уединённые места отдыха укрыты с трёх сторон от сторонних взоров. Фото: Matteo Carassale

– Что за растения вырастают в саду? Есть ли представители ввезенной селекции?

– Откуда только не привозились растения в этот сад! Огромную часть сортов и гибридов закупили в Германии – стране, которая веками обычно выращивает культуры, обеспечивая сады и парки Европы высококачественным материалом. В советское время культура личного садоводства в России была практически утеряна, а вот в конце 80‑х и в 90‑е годы был поставлен окончательный крест не только на российскей селекции, но и на интродукции растений. В начале 2000‑х усадьба Ореховно стала центром по проведению исследовательских работ. Вместе с Марком Думасом завозили новые сорта и виды растений, занимались районированием и подвергали их испытательным формирующим стрижкам. Мы стали законодателями моды, проявили на своём примере, что карликовые сорта спиреи японской неплохи не только в виде солитеров альпийских горок, но и великолепны в качест­ве бордюров. Сейчас в средней полосе России ландшафтные архитекторы и садоводы-любители искусно используют наши наработки. Нам удалось сделать оригинальные тенистые беседки из арок дуба черешчатого с рябиной либо просто декоративных яблонь с райскими яблочками. Не считая того, завезли в страну и привили вкус к бересклетам крылатым в форме шаров и зонтиков, иргу Ламарка с облаком кроны, парящим на огромном количестве извилистых стволов. Почти половина растений, которые стали обычными взгляду и являются бестселлерами всех садовых центров, сначало нашли своё место в этом саду.

Тренд – зеленоватая архитектура

– Поведайте про опыт оригинального сочетания растений. Что с чем лучше смотрится, как верно подобрать соседей для растительного сообщества?

– У каждого садовода собственный собственный вкус. Если начать об этом гласить, то есть множество нюансов типа того, что гортензию древовидную отлично подбить бордюром, расположив на фоне черной зелени и т. д. Всё всегда тяжело при разбивке сада. Нужно не запамятовать и про другие параметры, например про освещённость: на какую сторону глядит композиция, ветка какого дерева и с какой стороны над ней будет кидать тень, какой тип почвы присутст­вует.

– Вы причисляете ­себя к последователям Андре Ленотра, создателя проекта и реконструкций королев­ских садов и парка в Версале, который главную роль в композиции отводил растениям, а не рукотворным нагромождениям в виде строений. Трудно ли создавать зелёную архитектуру? Как нередко приходится проводить ­обрезку и формирование?

– Главные обрезки растений делаются один раз в год в период покоя, до начала соко­движения. Стрижки делаются один-два раза в сезон в зависимости от вида растения и вашего желания. Если охото немного художественного беспорядка и романтичности, довольно одного раза, а если захотелось строгости и торжественности, то можно два либо три раза.

– Можно ли на 6 сотках сделать весенний цветущий мини-садик? Из каких деревь­ев и кустарников? Можете привести пример такого красочного уголка?

– 6 соток – это немало, вполне может получиться само­достаточный и большой сад. Обладатели роскошных лондон­ских особняков позавидовали бы таким потрясающим размерам. Всё что угодно можно выполнить на такой площади! Причём чем меньше участок, тем увлекательнее каждый уголок, тем легче продумать и с ювелирной точностью сделать нечто неординарное. Например, знаменитый партер Ореховно с переплетённым узором из 2-ух сортов карликовой туи западной с зеленоватой и жёлтой хвоей как раз размером с 6 соток и будет, если даже не ­гораздо меньше.

Вазон с ручками декорируют розы необычного цвета фуксии. Фото: Matteo Carassale

Покорить Европу

– Кроме Ореховно вы блестяще выполнили ряд проектов в Рф: Ильинские дачи, Жуковка, Сады Майендорф, Немчиново, Горки, ­Серебряный Бор, Николино, Стольное, Ильинское, Суррей, Бенилюкс и Барвиха. А был ли фуррор за рубежом?

– На северо-западе Франции, на Алебастровой горе Нормандии, раскинулся част­ный сад «Сады Этрета», открытый для публики. Этот живо­писный уголок побережья омывает пролив Ла-Манш. Местность известна своими яблоневыми садами, развитым животноводст­вом. Конкретно тут появились известные французские марки сыров – камамбер, диваро и пон-л’эвек. Незапятнанный воздух, натуральные продукты, размеренная жизнь глубинки – что ещё необходимо творческому бомонду? Здесь по многу лет жили и писали свои произведения Виктор Гюго, Александр Дюма, Ги де Мопассан. Выразительную природу заметил великий импрессионист Клод Моне. ­Живописец подолгу останавливался в местечке Этрета для проведения пленэров. В 1905 году его подруга – комедийная актриса мадам Thébault – решила разбить на утёсе Амон сад. И вот уже 2-ой век подряд эти сады открыты для гостей.

– Конечно, разбить сад на открытом и солнечном месте – это уже половина ­фуррора. У нас же в стране ­мала возможность такого сочетания условий?

– Естественно, такое открытое, напоенное влагой Ла-Манша место – одно из самых благоприятных для роста и развития растений. Но в то же время сады размещены на скале, имеющей большой уклон, то есть особенный эксклюзивный дизайн здесь просто необходим. Сады воспринимали посетителей второй век подряд, и уже установилась пора подумать об их реставрации. Вкупе с коман­дой приняли роль в воссоздании излюбленного места отдыха, разбили новые сады, прирастили общую площадь. Так искусство встретилось с природой, а команда стала лауреатом престижной премии European Garden Award в номинации «Наилучшая реставрация исторического сада».

Нормандское волшебство

– Природный ансамбль «Сады Этрета» заходит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и ещё его именуют одним из чудес Нормандии. Что там необычного?

– В нём растения соединяются со скалами, изящно подчёркивая береговую линию горизонта. Сады на верхушке Алебастрового берега выполнены в стиле неофутуризма, их ровно семь. В первом саду Аватара – божест­ва, нисходящего на Землю – раскрывается портал в сюрреализм. Здесь есть заводной лес, поющий свою мелодию ухоженного и здорового зеленоватого сообщест­ва, и кусочек моря, на котором пластмассовая инсталляция «Ракушка» погружает зрителей на морское дно, и древесная тарелка, сделанная немецким мастером из старенького дуба. В «Саду Эмоций» на низких стриженых кустарниках разместились капли дождя – большенные головы, каждая выражает какое-то чувство.

– Самый узнаваемый – «Сад Впечатлений». Конкретно отсюда открывается вид на противоположную гору с приметной аркой, размытой водами пролива. Там, где стоит статуя Клода Моне, и находится лучшая обзорная площадка?

– Да. Конкретно отсюда художник и писал картины. Несколько его работ посвящены ­Этрета. На пейзажах есть заход на Ла-Манше – розовые воды в ослепительно-белых горах, оживлённый зонтичный пляж на краешке берега, регата из парусных спортивных судов. Статую Моне украшает шляпа, защищающая взгляд от солнца, живописец протянул руку с кистью к мольберту и ­пишет очередной шедевр.

– Что в планах?

– Издавна не навещал Ореховно, мечтаю доделать прибрежные сады, окончить «Свадебный сад». Традицией стали фотосессии новобрачных. Сначала мы пускали знакомых, но на данный момент к нам едут со всей ­области. Наш сад ассоциируется с новым актуальным этапом – рождением любви и семьи.

Бросить
комментарий (0)

News Reporter