Проект цветника

Бриллиант нуждается в достойной оправе — только тогда он заиграет всеми гранями своего драгоценного тела. Цветы тоже требуют обрамления. Куда ни шло, если отвели место посланцам красоты на клумбе или в палисаднике. Но ведь некоторые горе-цветоводы ткнут их в обычные грядки и замирают в ожидании грандиозного цветочного представления. А его так и нет. Недоумевают, возмущаются: столько денег истратили, а смотреть не на что!
От парадной до прикольной

Классическая клумба все реже и реже встречается в ландшафтном дизайне загородных домов, возможно, оттого, что ее четкие геометрические формы – овал, квадрат, круг – своей обязательной симметричностью кажутся слишком помпезными и неуместными в пейзажных садах, предпочитаемых сегодня большинством домовладельцев. В ходу, скорее, ее разновидности: островная, в вазонах и возвышающаяся. К тому же при всей своей неофициальности они неплохо вписываются в монотонные пространства торжественных газонов.

Островная клумба имеет завершенные, но не строгие контуры. Благодаря несимметричному использованию различных видов растений и высоты (более высокие, вертикальные растения, например, астильба соседствуют с низкорослыми, горизонтальными подушками соцветий) композиция гораздо органичнее и менее надуманна.

Приподнятая клумба – промежуточный вариант между классическим видом и клумбах в вазонах, так как в высоту может достигать одного метра и огорожена декоративными стенками из камня или кирпича. Внутри обязательно предусматривается дренажный слой: чем тяжелее почва, тем толще. Вариант бесспорно интересный, однако нельзя забывать, что в наших краях многолетникам или луковичным в слишком высоких сооружениях зимовать рискованно: чтобы не пострадать от сильных морозов, они нуждаются в хорошем снежном одеяле.

Если же хочется иметь не стационарные, а мобильные цветники, клумбу можно устроить из любой бросовой емкости, пылящейся в сарае, и дать ей вторую жизнь, – будь то старая ванна, прогнившая бочка или (правда, этот атрибут нужно очень хорошо поискать) разбитая телега.
Каждый лепесток – в тему

Откровенно говоря, жалко бессмысленно прожитой цветочной жизни – неоцененной, тусклой и безрадостной. Многим невдомек, что лишь в том случае каждый цветок будет на своем месте в саду, если он станет частью единой картины, задуманной творцом (вами), необходимым мазком кисти художника.

Уж если профессиональные дизайнеры, прежде чем приступить к созданию цветников для конкретного сада, обязательно продумывают концепцию на бумаге – от эскиза до сметы, то любителю не только не зазорно потратить на эту процедуру время и силы, но и просто необходимо. Прежде чем приступить к проекту, определяемся со стилем цветника, цветовой гаммой и рисуем план, в котором учитываем все до последней мелочи: рост, расстояние между растениями, стороны света и т. д. Чтобы предусмотреть как можно больше нюансов, советую не мелочиться и нарисовать «полевую карту» в масштабе 1:50 или 1:100. Это самое сложное – остальное лишь приятные хлопоты по претворению идеи в жизнь. Если же такая философия не для вас, лучше сразу обратитесь к профессионалам: сто – сто пятьдесят долларов за квадратный метр, – и цветник появится у дома почти по волшебству.
Даже грядка

Клумбам многие сегодня предпочитают рабатку. Звучит загадочно, на самом же деле это своего рода широкие цветочные грядки шириной обычно не более полутора метров (максимум три), а длиной – на сколько хватит денег, земли и посадочного материала, засаженные тремя-четырьмя видами растений. Если рабатка покажется слишком длинной и однообразной, ее можно прерывать: разбить прямолинейность маленькими клумбами или посадками крупных растений, например, георгинами, розами, дельфиниумом. Подойдет и «перебегающая» цветник дорожка. В односторонних рабатках, чаще всего «подпирающих» фасад зданий или забор, растения располагаются «по росту»: самые высокие – на заднем плане, низкие – на переднем (но можно с помощью односторонних рабаток, расположенных по обе стороны дорожки, изолировать ее от окружающего пространства). В двусторонних, симметричных цветниках – убывание идет от середины к краям равномерно в обе стороны.
Спросим у радуги

Мы уже как-то говорили о решающем значении выбора окраски цветов. Вопрос этот действительно сложный, поэтому продумать его нужно заранее, а еще лучше нарисовать эскиз в цвете.

Создавая собственные колористические картины, помните о том, что холодные цвета спектра – зеленый, синий, фиолетовый – лучше всего подойдут в качестве фона, теплые же (красный, оранжевый, желтый и их оттенки) – выступают запевалами, так как благодаря своей яркости и жизнерадостности видны издалека и просто не могут не привлекать внимания. А вот ахроматичные белый, черный и серый способны ослабить (белый) или усилить (черный) цвета спектра. С их помощью всегда можно исправить ошибки – нежелательное соседство, например, красного с оранжевым, красного с фиолетовым, зеленого с синим, использовав эти цвета в качестве буфера между ними. Вовсе не обязательно это должен быть еще один вид цветов, высаженный на границе несочетающихся сочетаний. С этой задачей прекрасно справятся и декоративные материалы – окрашенная щепа, мраморная крошка, галька. Кстати, в последние годы их роль в создании необычных цветочных композиций настолько возросла, что некоторые дизайнеры отводят им в цветниках больше места, чем самим растениям.

Подбирая оттенки для собственного сада, можно опираться на трех китов цветовой гармонии.

Во-первых, любой цвет на фоне контрастного становится более насыщенным, и потому, если вы хотите, чтобы рисунок был ярким, используйте контрастные цвета (они расположены друг напротив друга в цветовом круге: синий – оранжевый, желтый – фиолетовый, голубой – красный, зеленый – пурпурный).

Во-вторых, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге, тем менее насыщенными они кажутся при сочетании друг с другом.

В-третьих, чем больше различаются цвета по яркости и насыщенности, тем сильнее контраст от их сочетания.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности). Последнее нужно особенно иметь в виду при создании монохромных садов, где с помощью цветовых нюансов можно придать пейзажу динамику и разрушить однообразие. Даже белый цвет имеет оттенки, а уж каждый из цветов радуги и подавно: бледно-розовый – розовый – красный, бледно-голубой – голубой – синий и т. д.
Микс – полет для творчества

Но самый популярный в современных усадьбах сегодня – миксбордер, он позволяет даже на небольшом пятачке поселить многие виды растений, цветов и даже кустарников, тем самым удовлетворив творческие порывы хозяина и обеспечив декоративность участка на весь сезон. Основу миксбордера составляют многолетники, и, в зависимости от вкусов хозяина, все остальные квартиранты «пляшут» от них.

News Reporter